Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей
(лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) привлечение родителей в учебно-воспитательный
процесс (помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (советские
школы, родительские комитеты).
Формирование и
методы работы должны
быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, на развитие взаимодействия между школой и
семьей.
Методы
работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные
|
Нетрадиционные
|
● Родительские
собрания
● Общеклассные и общешкольные
конференции
● Индивидуальные консультации
педагога
● Посещения на
дому
|
● Родительские
тренинги
●
Дискуссии
● Психологические
разминки
● Р одительский клуб
● Час общения
●
Практикумы
● Родительские чтения
● Родительские
ринги
|
Ученики психически-педагогического просвещения.
Формы психолого-педагогического
просвещения
· Университет
педагогических знаний (такая форма помогает вооруженным родителям основами педагогической культуры, знакомить с
актуальными вопросами воспитания детей).
· Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной
проблемы воспитания).
· Конференция (расширение, углубление и закрепление знаний о
воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в
системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества. Наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы
родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, общественных педагогов, которые
работают в школе. В
их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференций, а также знакомство участников конференций с их
результатами. Активными участниками конференции выступают сами родители. Они готовы анализировать проблемы с позициями собственного опыта.
Конференция по заявленной проблеме.
·
Практикум
(тренировка педагогического мышления у родителей).
· Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методике преподавания,
обучению преподавателей.
·
Индивидуальные тематические
консультации (обмен информацией, его проблемные
вопросы).
Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного
руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, нужно проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.
Готовясь к консультациям, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной
работы с классом. Индивидуальная консультация должна быть ознакомительной. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то , с чем они хотели бы
познакомить учителя в неофициальной обстановке , выяснить Важные и сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
· Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с
родителями, знакомство с условиями жизни).
· Родительское собрание (форма анализа, осмысления на
основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный
период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и
хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение
семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи
и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой
просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются
учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность
демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний
и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ
учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском
коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи
воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее
преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
· Родительские чтения – очень интересная форма работы с
родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии,
которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых
можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.
Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению
после прочтения книги.
· Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно
сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с
родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями
ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого
себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять
на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
· Родительский тренинг – это активная форма работы с
родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В
родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с
группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы
тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность
родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры»,
«воспоминания детства», «фильм о моей семье».
· Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения
родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами
родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь
поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее
близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с
родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную
жизнь.
v Педагогам и родителям на заметку
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
Он
учится находить любовь в этом мире.
Эти
советы возникли на базе жизненных практических наблюдателей, осмысления педагогической практики. Высшие положения могут быть использованы в
практической работе с родителями.
|