О дистанционном образовании

Дистанционные учебные программы последнее время занимают значимое место в современном образовательном пространстве. Никого уже не удивляет, что с помощью Интернет можно выучить иностранный язык, научиться программировать, побывать в крупнейших музеях различных стран мира, не выходя из дома. Дистанционно проводятся предметные курсы и олимпиады, конференции по обмену опытом, мастер-классы, а дистанционные уроки проходят очень редко. Эта форма обучения еще только зарождается, и рождение происходит в рамках ежегодного Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года", проводимого Российской академией образования, Институтом общего, среднего образования РАО и Центром дистантного образования "Эйдос".

Как и в традиционном обучении, урок является наиболее универсальной формой проведения дистанционных занятий. Это обусловлено тем, что на уроке одновременно присутствуют и могут общаться все заинтересованные субъекты образовательного процесса - ученики, учитель и локальный координатор. Дистанционный урок - это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.

 

 

Дистанционное обучение детей началось с подачи чешского гуманиста Яна Амоса Коменского, который в XVII в. способствовал распространению иллюстрированных учебников и заложил основы системного подхода в образовании.Спустя два века возникает «корреспондентское» обучение, позволившее ученику и учителю переписываться по почте, проводя занятия на расстоянии. Подобный вариант (по сути, первое в своем роде дистанционное обучение в школе), ставший возможным после формирования системы регулярной почтовой связи, выручал тех, кто не мог получить образование в больших городах.

Кто бы знал тогда, что развитое дистанционное обучение через Интернет со временем приведёт к мечте сегодняшнего школьника – подготовка к ЕГЭ дома… Самостоятельная подготовка к ЕГЭ – одна из самых серьёзных вех в истории дистанционного образования.

Во второй половине XX в. в Великобритании при поддержке со стороны правительства осуществляется проект первого в мире университета дистанционного образования. При разработке этого проекта использовался советский опыт организации заочного обучения. Открытый Университет Великобритании (Open University), где сейчас ежегодно обучается около 200 тысяч человек, стал престижным и одновременно массовым учебным заведением благодаря низкой стоимости обучения и отсутствию необходимости постоянно посещать занятия. Дистанционное обучение детей развивается.

 

Исторической вехой и официальным поощрением дистанционного обучения в России является приказ № 1050 Минобразования России от 30 мая 1997 года, разрешающий проводить эксперименты в сфере дистанционного образования.

Кроме того, интересен вопрос Интернет-образования в контексте подготовки к Единому Государственному Экзамену. Сейчас подготовка к ЕГЭ интересует всех выпускников российских школ. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ – это риск, или привилегия вундеркиндов. Как правило, она сопряжена, так или иначе, с частными учителями или курсами. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ с помощью дистанционного образования становится эффективнее и проще для учеников, которые теперь могут просто войти в Интернет и посетить урок электронного репетитора. Подготовка к ЕГЭ дома – об этом можно теперь не только мечтать.

Мифы о дистанционном образовании

Противники дистанционного образования любят противопоставлять его классическому варианту, однако при ближайшем рассмотрении приписываемые дистанционному обучению «недостатки» оказываются надуманными.

«Виртуальные» дистанционные занятия дают виртуальные же знания, уровень которых ниже, чем при обычном обучении.

«Виртуальность» занятий в данном случае не имеет никакого значения, ведь контакт с преподавателем никуда не исчезает, а просто принимает другую форму. Главную роль в данном случае играет качество самого образовательного процесса, а дистанционное обучение через Интернет в этом отношении выгодно отличается от обычного. Не менее важное значение имеет мотивация ученика, которая повышается за счет использования нестандартных методов обучения. Виртуальной школой может успешно поддерживаться самостоятельная подготовка к ЕГЭ – никаких «виртуальных знаний», всё вполне реально.

Для дистанционного обучения необходимо овладеть особыми программами и хорошо разбираться в компьютере.

Дистанционное обучение в школе предполагает использование самых простых программ. Чтобы начать занятия, Вам достаточно иметь микрофон и зарегистрироваться на сайте.

Дистанционное обучение детей несовершенно из-за отсутствия непосредственного контакта между преподавателем и учеником.

Использование видео- и аудиотехники обеспечивает живой контакт между преподавателям и учеником в режиме реального времени. На обычных занятиях в школе общению с отдельным учеником отводиться очень мало времени. «Российская Интернет-школа» предлагает занятия в малых группах (не более восьми человек), что позволяет преподавателю уделить достаточное количество времени каждому ученику, а дополнительные возможности (запись уроков с возможностью последующего просмотра) делают образовательный процесс более удобным, чем стандартные подготовительные курсы. Подготовка к ЕГЭ дома становится эффективнее, чем за его стенами.

Удобство и легкость дистанционного обучения позволяют ученику расслабиться и лишают занятия дисциплины.

Прежде всего, простота и комфортность – это достоинства, а не недостатки. Дистанционное обучение школьников – это занятия в комфортной обстановке и в удобное время, они дают возможность сэкономить силы и сконцентрироваться на учебе в необходимый момент. Дисциплина поддерживается за счет ведения отчетности и постоянной связи в виде статистики успеваемости, которая доступна ученикам и их родителям.

Дистанционное обучение через Интернет — всего лишь временный и недолговечный вариант обучения, который вскоре утратит популярность.

Реальные факты (например, продолжающееся распространение дистанционного образования в Европе и США) говорят о противоположной тенденции. Дистанционное обучение школьников совершенствуется и с каждым годом завоевывает все новые позиции. Согласно 12-летнему исследованию, проведенному Департаментом образования США, получение высшего образования в режиме онлайн по эффективности превосходит традиционное образование (Оценка на основе фактических данных). По оценкам некоторых исследователей, уже к 2010 году две трети образовательного процесса будет проходить дистанционно.

Достоинства

Доступность и мобильность

При дистанционном обучении не нужно тратить время и деньги на дорогу. Для детей с ограниченными возможностями, например, это ещё сложнее. Дистанционное обучение инвалидов даёт им шанс получить полноценное образование. Вы никак не ограничены в месте проведения занятий – нужно только иметь доступ к сети Интернет. Дистанционное обучение школьников идеально подходит для разных регионов и городов, где другие возможности эффективной подготовки зачастую просто отсутствуют. Доступность образования в режиме онлайн приобретает особую важность в такой большой стране, как Российская Федерация.

Интерактивность

Интерактивный образовательный процесс дает возможность использовать в процессе обучения самые разнообразные материалы, которые стимулируют ученика к достижению лучших результатов. Дистанционное среднее обучение может привести даже к лучшим результатам.

Практичность

Ученики могут заниматься в более гибком режиме и удобном темпе, сохраняя возможность прямого общения с конкретным преподавателем. Дистанционное обучение через Интернет обходится гораздо дешевле стандартных уроков, бережет время и силы учеников.

 

Материал с сайта http://www.openclass.ru/weblinks/24829