Моя педагогическая философия
Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него в стократ полезнее в будущем, чем высокие истины, худо уложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям.
Н.И. ПироговУчитель - нить, связывающая прошлое и будущее. Человек оставляет после себя не только посаженные деревья и построенные дома. Тленны железо и камень, нетленно другое... Все, что человеком сделано, остается жить в нем самом и в других людях, передается из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения учительская профессия - профессия счастливых людей.
Основой всей педагогической деятельности должна быть необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний постоянно возрастает, уже недостаточно только их усвоения, важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. Для этого учителю необходимы различные знания и умения.
На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Учитель должен уметь создать такого ученика, который будет конкурентоспособен, успешен во всем.
Я думаю, что образовательное пространство носит так сказать поляризованный характер и задается перечисленным набором пяти педагогических позиций, пяти степеней, которые разнокачественны и во многом конкурентны между собой. Попробуем поразмыслить: каждый из нас, учителей-предметников, в той или иной мере выполняет функции перечисленных позиций. Мы и объясняем тему, и развиваем практические навыки, работаем в научных обществах и кружках, являемся классными руководителями, а они выполняют функции социального педагога и наставника. На мой взгляд, идеальный учитель - это уникум, профессионал, активно несущий в себе 5 степеней, решающий 5 задач современного образования. Это и есть специфика профессии учителя. Учителя - совершенно удивительные люди, творцы. Они талантливы, способны передавать другим образцы поведения, действий. Это совершенно уникальная категория людей. Для них самое главное - уровень профессиональной подготовки и любовь к детям. Это и есть педагогическое мастерство. Учитель - мастер в своей педагогической мастерской, в которой является главным режиссером. И профессиональный взгляд на свою специальность вселяет в учителя гордость за себя и свою работу, мобилизует на дальнейшее повышение уровня своей компетентности, повышает ответственность за результаты работы школы, помогает лучше решать задачи, возложенные на них как на педагогов.(вся статья здесь)
Живые борются, а живы только те,
Чье сердце предано возвышенной мечте,
Кто, цель прекрасную поставив пред собою,
К вершинам доблести идут крутой тропою
И, точно факел свой, в грядущее несут
Великую любовь или священный труд! В. ГюгоОсновной целью своей работы я считаю отбор оптимальных форм и методов, которые бы отвечали основным принципам– развитие учащихся при обязательном сохранении их здоровья, а так же тщательное продумывание организации учебного процесса, при котором положительный эффект при успешном завершении самостоятельной творческой деятельности учащегося способствует дальнейшей мотивации его учебной деятельности при овладении знаниями конкретного предмета, в данном случае – математики.
Для развития познавательных интересов я стараюсь соблюдать следующие условия:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Учителю необходимо помнить:
- Прежде, чем объяснить – заинтересовать.
- Прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию.
- Прежде, чем обратиться к реакциям – подготовить установку.
- Прежде, чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.
Основные принципы моей педагогической деятельности
- Использование здоровьесберегающих технологий;
- Системность обучения, взаимное соответствие целей, содержания и технологии обучения;
- Отбор оптимальных форм самостоятельной работы учащихся на уроке;
- Формирование общеучебных умений и навыков, как основа организации эффективной деятельности учащихся;
- Максимальная помощь ученику в познании и самоутверждении;
- Развитие творческой активности и познавательной самостоятельности;
- Индивидуализация и дифференциация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей отдельных учеников, групп и класса в целом;
- Структурирование обучающимися своего опыта, использование его при изучении других предметов;
- Формирование навыков рефлексии.
Считаю, что не маловажная роль в формировании устойчивого интереса к математике, принадлежит самому учителю. Многое зависит от его личностных качеств, от его педагогического такта, от умения общаться с детьми. Учитель должен любить свой предмет и любить детей и тогда он сможет передать свою любовь к предмету детям. Учителю необходимо знать психологические особенности детей каждого возраста и уметь решать проблемы, возникающие в какой либо ситуации, как на уроке, так и во внеурочное время.