Более подробно на сайте класса ЗДЕСЬ.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

    создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, обладающего личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

 выстраивание воспитательной системы школы с учетом требований ФГОС НОО, ФГОС ООО;

-   обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности для создания среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых, на социализацию детей, решения воспитательных задач

- освоение новых технологий, новых форм организации внеурочной деятельности;    
-    работа над постоянным нарастанием динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, организацией досуга, отношений с родителями;
-     создание единого пространства развития ребенка в семье и в школе, приобщение родителей к участию в жизни образовательного учреждения через поиск и внедрение наиболее эффективных форм совместной работы;
-    создание системы социально – педагогической, психологической, правовой защиты детей и подростков;
-    совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;
-     совершенствование профилактической работы с семьями и детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
-   развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы;

-   укрепление связи семья-школа.

 

Реализация этих целей и задач предполагает:

•    Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;

•    Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;

•    Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержку исследовательской и проектной деятельности;

•    Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;

•    Развитие различных форм ученического самоуправления; 

•    Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;

•    Координацию деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; социума; школы и семьи.   

 

   Приоритетные направления воспитательной работы школы 

-гражданско-патриотическое воспитание;

-интеллектуально – творческое и эстетическое воспитание;

-духовно – нравственное и этическое воспитание;

-экологическое воспитание;

-физкультурно-оздоровительное воспитание;

-профориентация; воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Воспитательная система класса.

Класс - это основное звено, связывающее ребенка и школы в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность. Я планирую и провожу свою работу в соответствии с концепцией воспитательной работы.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

·         сменой социальной обстановки;

·         увеличением учебной нагрузки;

·         изменением режима дня;

·         отличием систем и форм обучения;

·         различием требований со стороны учителей-предметников;

·         изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.

Картина  следующая:

Изучение мотивации

Первоначальным этапом в работе по моделированию воспитательной системы явилось изучение научно-методической и педагогической практики по использованию системного подхода в воспитательной деятельности. Это было необходимо для обеспечения моей теоретической, методической и психологической готовности. Начинать надо было с развития нового качества в своем мышлении и действиях, с осознания необходимости и целесообразности использования системного подхода в своей практической деятельности. Для реализации поставленных задач я участвовала в работе психолого-педагогического семинара по данной проблеме, получала индивидуальные консультации психолога, изучала опыт коллег.
Вторым важным направлением моделирования воспитательной системы является диагностическое исследование учащихся класса, внутренней и внешней среды классного коллектива. Диагностика проводилась с целью изучения потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик, определение уровня сформированности классного коллектива, состояния в нем деловых и межличностных отношений, выявления воспитательных возможностей родителей и определения эффективности учебно-воспитательного процесса. С этой целью составлены карты интересов и увлечений учащихся класса, использован опросник Айзенка по определению типа темперамента, диагностика уровня интеллекта, тестирование сформированности коллектива по методике А.Н. Лутошкина, состояния межличностных отношений с помощью игр "Лидер" и "Морские командные учения", конкурс рисунков "Я в своем классе", тесты Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" и А.А. Андреева "Удовлетворенность школьной жизнью", социометрические исследования.
После проведенной диагностики началась совместная работа классного руководителя, учащихся и их родителей по проектированию целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного коллектива с целью выявить способности и условия использования возможностей окружающей среды в коллективе класса. Для этого инициативная группа из числа учащихся и родителей провела организационно-деятельную игру "ОДИ" по проектированию образа жизни класса, конкурс идей и проектов "Класс, в котором я хотел бы учиться", "Мой класс сегодня и завтра".
Работали мы с классом хорошо.
Исходя из проведенной диагностики была определена основная цель -
создание условий для развития психически и физически здоровой личности, формирования и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, укрепление его здоровья.
По Созонову формула личности - это здоровье плюс защищенность плюс самоутверждение плюс смысл жизни плюс самореализация и плюс самореабилитация (умение жить радостно).
Для достижения целевых ориентиров были определены воспитательные задачи:
1) воспитать у учащихся потребности в здоровье, в формирование культуры здорового образа жизни;
2) способствовать развитию познавательных интересов учащихся, поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
3) создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем;
4) обеспечить участие родителей в коллективной творческой деятельности. Четвертый этап моделирования воспитательной работы - это конкретная деятельность по выполнению поставленных целей и задач. Осознав всю важность проблемы по сохранению и укреплению здоровья, учащиеся класса активно включились в реализацию  программы:
5 класс "Адаптация+Звезда недели".
6 класс   «ЛУЧ» (Люблю учиться)+ "Я сам!"
7 класс «Ступени успешной учебы» + "Мой выбор".
Через учебную деятельность осуществляется систематическое сообщение основных сведений по охране здоровья, привитие гигиенических навыков. Познавательная деятельность учащихся продолжается и вне уроков.  С большим интересом ребята занимаются на спецкурсах  "Самосовершенствование","Здоровый образ жизни". 
 Особая роль в организации учебно-воспитательного процесса отводится развитию самостоятельности учащихся, формированию у них умений и навыков в работе с научной литературой при написании докладов и рефератов на различные темы экологической направленности.
Красной нитью педагогика здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса проходит через совместную деятельность с родителями. Одной из эффективной форм сотрудничества является проведение Родительской недели, В рамках недели проводятся родительские собрания "Здоровье детей в наших руках", открытые уроки, КТД "Турслёт", где наш класс второй год подряд занимает 1 место . Родители нашего класса запланировали  интересные мероприятия по  работе с детьми по пропаганде ЗОЖ, это  цикл лекций: "Физиологические особенности подростков", "Профилактика венерических заболеваний и СПИДа", "Наркотики - от реальности не уйдешь", "Пагубное влияние алкоголя и табакокурения",  провели анкетирование среди детей. Родительская неделя  знакомит с новыми формами работы, раскрывает творческие возможности семей, помогает учителям, родителям, детям лучше узнать друг друга, учит общению и развивает инициативу. Во всех этих мероприятиях отчетливо реализуется идея сотрудничества, они способствуют нравственному и эмоциональному обогащению жизни детей, содействуют формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляют и развивают отношения "Педагог-ученик", "Ученик-родитель", "Педагог-родитель".
В своей работе я постоянно опираюсь на ученическое самоуправление, представленное советом класса, которое решает все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса. Подготовку классных и общешкольных КТД осуществляют сменные творческие группы - министерства. Создание и работа с советом класса чередование коллективных творческих поручений позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию в построении жизнедеятельности класса, что положительно влияет на формирование его организаторских способностей, умения управлять своим Я, раскрывать и развивать свои потенциальные и реальные возможности.
В моем видении каждый учащийся - это сложное своеобразное и интересная личность. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором.
Одной из задач общешкольной программы "Здоровье" является мониторинг состояния здоровья учащихся и создание условий, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.  Осознавая всю важность проблемы, ребята проявили большую заинтересованность, активность, ответственность, осознавая свою причастность к решению  проблем, связанных с пропагандой здорового образа жизни.
Здоровьесберегающее образование и воспитание школьников немыслимо без летних занятий в школьном лагере, которые закрепляют, расширяют и активизируют знания, полученные на занятиях. Организация учебно-воспитательного процесса в  лагере складывается из лекционных, экскурсионных и практических мероприятий экологической направленности.
Большая работа планируется на пришкольном участке: высадить рассаду цветов, подготовить клумбы к посадке деревьев и саженцев, провести уборку закрепленной территории. Наряду с учебно-практической планируется организовать досуговую деятельность ребят.  Будут проходить занятия в компьютерном классе, спортивные игры в зале и на спортивной площадке. 
Общение с природой, свежий воздух, солнце, вода, простор для движения - благоприятные факторы закалки, укрепление физического и психического здоровья детей. Но, кроме того, природа может стать важным фактором их умственного, эстетического, нравственного развития. Как раз в школьном лагере таятся большие возможности для воспитания у ребят интереса к познанию природы, любви и бережного отношения к ней. Постепенно потребительское отношение к природе перерастает в любовь ко всему живому, желание наслаждаться красотой окружающей природы - потребности беречь ее.
Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
За два года класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы. Ребята посещают школьные спортивные клубы и секции, музыкальную школу, различные кружки и факультативы,  с успехом выступают в городских конкурсах и соревнованиях. Работа началась и я надеюсь , что нам всё удастся и у нас всё получится.