Я - КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.
В отличие от школы 70-80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следуют и изменения системы работы.
Классный руководитель обязан:
-организовать учебно-воспитательный процесс в классе;
- контролировать посещаемость учебных занятий учениками класса;
- вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
- изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;
- фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, з сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
- оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
- содействовать их социальной и правовой защите;
- вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся);
- вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;
- постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания
Классный руководитель ведет следующую документацию:
1.Классный журнал.
2.План воспитательной работы с классным коллективом.
3.Тетрадь классного руководителя в любой форме.
4. Дневники учащихся.
5. Личные дела учащихся
6. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости).
7. Папки с разработками воспитательных мероприятий.
8. Творческий дневник достижений класса. (Портфолио класса)
Циклограмма для классного руководителя
Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.
Ежемесячно
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Встреча с родительским активом.
3. Совещание по планированию работы (по графику).
Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Анализ выполнения плана работы за четверть.
3. Проведение родительского собрания.
Один раз в год
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
4. Статистические данные класса (1 сентября).
Класс - это основное звено, связующее ребенка и школы в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность. Как классный руководитель я планирую и провожу свою работу в соответствие с концепцией воспитательной работы.
- Свет мой, зеркальце, скажи
-
Анализ одной анкеты
Как часто нас гложут сомнения, действительно ли мы нужны нашим ученикам, правильно ли ведем себя с ними, верным ли путем идем, не напрасны ли все наши усилия?
Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, можно предложить ребятам такую анкету:
1. Как часто у вас проходят классные часы?
2. Назови тему одного из последних классных часов.
3. Кто решает вопрос о внеклассных мероприятиях:
а) родители,
б) классный руководитель,
в) ученики,
г) все вместе?
4. Можешь ли ты обратиться за помощью и поддержкой к классному руководителю, всегда ли он откликается на твою просьбу, по каким вопросам можно обратиться, а по каким нет?
5. Прислушивается ли классный руководитель к твоему мнению?
6. Устраивают ли тебя сложившиеся отношения между тобой и классным руководителем?
7. Хочешь ли ты, чтобы у тебя был другой классный руководитель?
8. Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать классный руководитель?
9. Есть ли они у твоего классного руководителя?
10. Достаточно ли времени уделяет твой классный руководитель классу?
Результаты этой анкеты покажут , что:
1. Многие учащиеся путают учителя-предметника и классного руководителя.
2. Достаточно объективные результаты можно получить путем анализа ответов на прямые однозначные вопросы. Так, на 7-й вопрос дети отвечали достаточно откровенно, и это позволило составить представление о состоянии классного руководства и взаимоотношений учеников и классных руководителей. Оказалось, что из одиннадцати классов только в пяти достаточно благополучная атмосфера.
3. В тех параллелях, где в одном из классов идет интересная и насыщенная жизнь, критическое отношение учеников к собственным классным руководителям усиливается.
4. Требования, предъявляемые к классным руководителям, можно разделить на несколько категорий: субъективные, те, которые предъявляет конкретный ученик, на них стоит обратить внимание при индивидуальной работе, и объективные, предъявляемые большинством.
Очень многое объясняется и личностью самого классного руководителя. Если это тот человек, который нравится детям, то качества идеального воспитателя они списывают с него, если у воспитателя нет с детьми контакта, они требуют качеств прямо противоположных тем, которыми обладает их классный руководитель.
5. Требования, предъявляемые к классным руководителям, можно разделить и по общим направляющим: юмор, понимание, доброта, способность помочь, организаторский талант, справедливость и т.д.
Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ
-