Я - КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

   

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.

В отличие от школы 70-80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следуют и изменения системы работы.

Классный руководитель   обязан:

 

-организовать учебно-воспитательный процесс в классе;

- контролировать посещаемость учебных занятий учениками класса;

- вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими груп­пами и коллективами;

- изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;

- фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осущест­влять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, з слож­ных ситуациях информировать об этом администрацию;

- оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

- содействовать их социальной и правовой защите;

- вести документацию, отражающую ход и результативность воспитатель­ной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся);

- вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей    учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;

  - постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педа­гогики, психологии, теории и практики воспитания

 

Классный руководитель ведет следующую документацию:

1.Классный журнал.

2.План воспитательной работы с классным коллективом.

3.Тетрадь классного руководителя  в любой форме.

4. Дневники учащихся.

5. Личные дела учащихся

6. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости).

7. Папки с разработками воспитательных мероприятий.

8. Творческий дневник достижений класса. (Портфолио класса)

Циклограмма для классного руководителя


 
 Ежедневно

1.      Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

2.      Организация питания учащихся.

3.      Организация дежурства в классном кабинете.

4.      Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно

1.      Проверка дневников учащихся.

2.      Проведение мероприятий в классе (по плану).

3.      Работа с родителями (по ситуации).

4.      Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

5.      Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.

Ежемесячно

1.      Посещение уроков в своем классе.

2.      Встреча с родительским активом.

3.      Совещание по планированию работы (по графику).

Один раз в четверть

1.      Оформление классного журнала по итогам четверти.

2.      Анализ выполнения плана работы за четверть.

3.      Проведение родительского собрания.

Один раз в год

1.      Проведение открытого мероприятия.

2.      Оформление личных дел учащихся.

3.      Анализ и составление плана работы класса.

4.      Статистические данные класса (1 сентября).

  

Класс - это основное звено, связующее ребенка и школы в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность. Как классный руководитель я планирую и провожу свою работу в соответствие с концепцией воспитательной работы.

   

                                                            Свет мой, зеркальце, скажи

Анализ одной анкеты
Как часто нас гложут сомнения, действительно ли мы нужны нашим ученикам, правильно ли ведем себя с ними, верным ли путем идем, не напрасны ли все наши усилия?
Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, можно предложить ребятам такую анкету:

1. Как часто у вас проходят классные часы?
2. Назови тему одного из последних классных часов.
3. Кто решает вопрос о внеклассных мероприятиях:
а) родители,
б) классный руководитель,
в) ученики,
г) все вместе?
4. Можешь ли ты обратиться за помощью и поддержкой к классному руководителю, всегда ли он откликается на твою просьбу, по каким вопросам можно обратиться, а по каким нет?
5. Прислушивается ли классный руководитель к твоему мнению?
6. Устраивают ли тебя сложившиеся отношения между тобой и классным руководителем?
7. Хочешь ли ты, чтобы у тебя был другой классный руководитель?
8. Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать классный руководитель?
9. Есть ли они у твоего классного руководителя?
10. Достаточно ли времени уделяет твой классный руководитель классу?

Результаты этой анкеты покажут , что:
1. Многие учащиеся путают учителя-предметника и классного руководителя.
2. Достаточно объективные результаты можно получить путем анализа ответов на прямые однозначные вопросы. Так, на 7-й вопрос дети отвечали достаточно откровенно, и это позволило составить представление о состоянии классного руководства и взаимоотношений учеников и классных руководителей. Оказалось, что из одиннадцати классов только в пяти достаточно благополучная атмосфера.
3. В тех параллелях, где в одном из классов идет интересная и насыщенная жизнь, критическое отношение учеников к собственным классным руководителям усиливается.
4. Требования, предъявляемые к классным руководителям, можно разделить на несколько категорий: субъективные, те, которые предъявляет конкретный ученик, на них стоит обратить внимание при индивидуальной работе, и объективные, предъявляемые большинством.
Очень многое объясняется и личностью самого классного руководителя. Если это тот человек, который нравится детям, то качества идеального воспитателя они списывают с него, если у воспитателя нет с детьми контакта, они требуют качеств прямо противоположных тем, которыми обладает их классный руководитель.
5. Требования, предъявляемые к классным руководителям, можно разделить и по общим направляющим: юмор, понимание, доброта, способность помочь, организаторский талант, справедливость и т.д.

                                                                Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ