"Профессиональное самоопределение – зачем?"
Ученые социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям, интересам, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, и даже психические расстройства. Что означает правильный выбор профессии? Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека и специальности. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо ориентироваться в мире профессий и как можно больше знать себя. Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя:
- самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;
- сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;
- выбор профессии и образа жизни.
В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии.
Профессия и карьера - между ними существует тесная взаимосвязь. Сегодня о человеке, который успешен в своей профессиональной деятельности, говорят, что его карьера, в смысле продвижения в какой-либо деятельности, роде занятий, достижения профессионального мастерства, признанного общественным мнением, удачна.
Где и как собирать информацию об интересующей вас профессии? Об этом вам рассказывали на проф.часах - психолог школы, классных часах –классный руководитель, профконсультант – на консультациях, и т.д. И мне бы хотелось, чтобы каждый из вас еще раз сегодня об этом серьезно задумался. И помочь в этом я пригласила сегодня к нам в гости представителей вузов и сузов. По результатам анкетирования (на экране) наибольший интерес вызвали следующие профессии…
Задачи:
- Познакомить родителей с приоритетами интересов выпускников в получении профессии.
- Формировать у родителей культуру понимания выбора профессии, сделанного старшеклассниками.
- Выбор направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда.
АНКЕТА для учащихся
Вашему вниманию предлагается анкета, которая содержит вопросы, связанные с выбором профессии и дальнейшего жизненного пути.
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Год рождения____________ школа__________ класс_______________________________
- Можно ли сказать, что Вы уже выбрали себе профессию (отметьте букву того ответа, который соответствует Вашему мнению)? а). Да, выбрал. Какую – (напишите)___________________________; б) не выбрал; в) затрудняюсь ответить.
- Как Вы объясняете свой выбор или его отсутствие (ответ напишите)?
- Где бы ВЫ хотели продолжить учебу после окончания 9-го класса? а) в ПУ; б) в колледже, лицее; в) в школе; г) еще не решил.
- Как Вы учитесь в школе? а) «отлично»; б) хорошо, без троек; в) хорошо, бывают и тройки; г) в основном на тройки; д) плохо, не редко получаю двойки.
- Где советуют учиться родители?______________________________________
- Учеба в школе Вам: а) нравиться; б) не нравиться; в) заставляют.
- В Вашей семье доход на одного человека в месяц превышает: а)750р.; б)1000р.; в)1500р.; г) 2500р.; д) 3500р. и выше.
- Как Вы оцениваете свои способности к овладению намеченной профессии? а) могу; б) затрудняюсь ответить.
- Есть ли у Вас какие-либо ограничения медицинского характера? а) да, есть; б) нет, полностью здоров; в) затрудняюсь ответить.
- Как Вы думаете, зачем люди трудятся (ответ напишите)?____________________
- Есть ли у Вас какая-либо жизненная цель и план достижения этой цели? а) есть цель и план; б) есть цель, но нет плана; в) пока нет ни цели, ни плана; г) затрудняюсь ответить.
- В чём, по Вашему мнению, смысл жизни (напишите)?______________
Личный план жизненного и профессионального самоопределения отражает ответы на следующие вопросы:
- Где планируешь учиться, по какой специальности?
- По какой профессии в будущем хотел бы работать?
- На каком предприятии города планируете работать?
- Предполагаемый тобой размер заработной платы?
- Хотел бы совмещать работу с учебой, овладевать смежными профессиями?
- Каковы запасные варианты в случае неосуществления основного плана?
Анкета для родителей?на предмет выбора профессии их ребенком:
- Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребенка?
- Едины ли вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой/мужем?
- Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при выборе его будущего?
- Кем вы его видите в будущем?
- Как вы относитесь к посещению профконсультанта и психолога при выборе профессии?
- О профессиях в какой сферах деятельности для вашего ребенка не может быть и речи.
- Что, по Вашему мнению, является признаком желаемой профессии?
- Какие профессии на Ваш взгляд являются наиболее престижными в современном мире?
- Какие учебные заведения города Вы знаете? По каким профессиям в них готовят выпускников?
Советы родителям
Подготовка участия родителей в обмене мнением по следующим вопросам:
Есть два способа выбрать профессии.
Первый способ - метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную нужную профессию.
Другой путь - изучив себя можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выборе профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь - путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно храниться и передается из поколения в поколение. И главное - отношение взрослых к своей профессии, влюблённость в своё дело.
Обсудите и вынесите мнение группы по следующим пунктам:
Профессии нашей семьи.
- Профессиональные династии - "за" и "против".
- Роль школы в выборе профессии старшеклассников.
- Модные профессии и не очень.
- Другие.
Советы при проектировании профессионального пути
- Составьте общую, обзорную ориентировку в мире профессий, включая сведения об основных требованиях профессии к личности.
- Выделите возможности и ограничения.
- Выбирая профессию, ответьте на три главных вопроса: что ты хочешь, что ты можешь, что надо на рынке труда сейчас и в будущем.
- Познакомься с представителями выбранной профессии и уточни все возникшие вопросы.
- Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии.
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы, возможности.
- Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
- Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
- Рассматривайте выбор профессии не только с позиций материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
- Учитывайте личностные качества своего ребенка, которые необходимые ему в данной специальности.
- Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами.
- Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
- Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
- Если ваш ребенок ошибся в выборе профессии, не кричите на него за это. Ошибку можно исправить.
- Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
- Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.
-
Сценарий урока самосовершенствования " Выбор вида деятельности для профессиональной практики"